1. Введение
Во второй половине прошлого века появилась атомная энергетика, Юрий Алексеевич Гагарин открыл космическую эру развития цивилизации, человек шагнул в околоземное и межпланетное пространство. Появилась необходимость решения сложных задач в области трения, где обычные методы терпели неудачи. Так, например, трение в космосе происходит в полном вакууме, при воздействии температур в диапазоне от –150°C до +180°C, под действием радиационного излучения, пучков заряженных ионов, тяжелых частиц и других крайне негативных факторов. При таких условиях внешнего воздействия смазка ускоренно испаряется, теряет эффективную вязкость - замерзает, адсорбированные граничные пленки и оксиды разрушаются, металлы в точке граничного трения свариваются, поверхностные слои трения узла или механизма разрушаются. Приведем несколько доказанных случаев отказа космической техники из-за разрушения смазочного материала. Повышенное трение в парашютной системе посадочного модуля в 1967 году закончилось гибелью космонавта В.М. Комарова.
Рисунок 2. Разделительный смазывающий слой
Графит представляет собой слоистую структуру с малой прочностью на сдвиг. Его кристаллическая структура состоит из параллельных графеновых слоев (базисных плоскостей), образованных правильными шестиугольниками из атомов углерода (рис.3). Тонкий слой графита является аналогом граничного слоя смазочного масла: упорядоченная структура, малая прочность на сдвиг, высокая несущая способность. Смазочная способность графита давно использовалась в щетках электрических машин. Однако еще при создании авиационных смазок было обнаружено, что графит теряет это свойство в разреженной атмосфере и не может работать в вакууме. Механизм трения графита связан не только с его строением, но и со способностью удерживать на поверхности полярные молекулы. Всегда содержащиеся в воздухе молекулы воды адсорбируются на чешуйках графита, обеспечивая легкое относительное скольжение. Поэтому коэффициент трения графита по металлам во влажном воздухе составляет 0,03–0,05, а в вакууме или сухой атмосфере инертных газов — от 0,3 до 0,4. Графеновые слои переформируются в кристаллиты, имеющие чешуйчатое строение. Внутри графеновых плоскостей атомы углерода удерживаются на своих местах сильными ковалентными связями с энергией около 170 Дж/моль. Сами графеновые слои связаны друг с другом относительно слабым взаимодействием Ван-дер-Ваальса, энергия которого почти на порядок меньше (приблизительно 16,7 Дж/моль). Еще меньшее межфазное взаимодействие связывает между собой агрегированные слои графита, разделенные значительным межслоевым пространством. Поэтому графит хорошо выдерживает нагрузку в направлении, перпендикулярном его атомным плоскостям, но обладает очень малой прочностью, если нагрузка параллельна им — слои легко скользят. Данный смазывающий компонент широко применяется в составе высоконаполненных сборочных и монтажных паст.
Содержание графита,% масс. доля |
Ркр, Н |
Рсв, Н |
диаметр пятна износа при 1300 Н, мм |
без наполнителя |
650 |
1450 |
0,69 |
2 |
650 |
1450 |
0,59 |
10 |
650 |
1450 |
0,47 |
30 |
650 |
2800 |
0,36 |
Дисульфид молибдена MoS2 (рис.4) является превосходной антифрикционной твердой добавкой, которая работоспособна в вакууме до +1100°C. Открытые узлы техники, например ШРУС автомобиля, защищаются резиновыми пыльниками для предотвращения попадания влаги. MoS2 показывает коэффициент трения по стали 0,02–0,04 с исключительной несущей способностью до 2800 МПа, высокой радиационной стойкостью и теплопроводностью. Сохранение антифрикционных свойств, при воздействии высоких ударных нагрузок, сделали дисульфид молибдена одним из наиболее востребованных смазывающих материалов в качестве сухой (твердой) смазки. В качестве твердой смазывающей добавки MoS2 эффективно применяется в литиевых смазках совместно с графитом, в высоконаполненных сборочных и монтажных пастах. Размер частиц MoS2 колеблется в зависимости от требований к смазочному материалу: 90 нм, 1,5 мкм, 4,5 мкм и 12,5 микрон, что позволяет применять данный смазочный материал в аэрозольной упаковке.
Рисунок 4. Молекулярная решетка MoS2
Правда, в этой бочке меда есть ложка дегтя: во влажной атмосфере происходит реакция MoS2 + O2 + H2O = MoO3 + H2SO4. Для MoO3 коэффициент трения 0,6 и он гораздо тверже MoS2, начинается интенсивный абразивный износ поверхности трения, а тут еще появляется серная кислота и, как следствие, стремительная коррозия. Кроме дисульфида молибдена антифрикционные свойства проявляют и другие селениды, сульфиды и теллуриды редкоземельных тугоплавких металлов — вольфрама, ниобия, титана и тантала. Дисульфид вольфрама WS2 обладает еще большей термостойкостью на воздухе и образует на поверхности пленку с втрое большей несущей способностью, чрезвычайно стойкую к воздействию агрессивных сред. В вакууме дисульфид вольфрама работоспособен до температур более +1300°C, при этом обеспечивает коэффициент трения ниже 0,05. Однако за счет высокой стоимости, в несколько раз большей, чем MoS2, данные материалы в качестве смазывающих добавок применяются в исключительных случаях.
Таблица 2. Трибологические характеристики литиевой смазки с MoS2 [2]:
Содержание MoS2 ,% масс. доля |
Ркр, Н |
Рсв, Н |
диаметр пятна износа при 1300 Н, мм |
2 |
850 |
1800 |
0,48 |
5 |
900 |
1900 |
0,47 |
10 |
1000 |
2000 |
0,34 |
Таблица 3. смазочные материалы Setral c с применением MoS2 (краткий перечень):
тип |
наименование |
температура применения, ℃ |
описание |
пасты |
MI-setral-7 N |
- 25….+450 |
Монтажная высокоэффективная паста с MoS2 |
MI-setral-7 NR Spray |
- 25….+450 |
Монтажная высокоэффективная паста с MoS2 |
|
твердые смазки |
MIPO M15 |
-185….+400 |
Мелкодисперсный порошок |
MIPO M 5 |
-185….+400 |
Ультра дисперсный порошок |
|
MIPO LM 14 |
-185….+500 |
Твердый смазывающий порошок |
|
смазки |
MI-setral-43 N |
- 20…+130 |
Высокопроизводительная литиевая смазка |
MI-setral-CA/C2-180 M |
- 25…+180 |
Комплексная сульфонат-кальциевая смазка тяжелонагруженных подшипников качения и скольжения |
|
SYN-setral-54 NF (Spray) |
-20....+180 |
Синтетическая смазка спрей для канатов, цепей, шпинделей |
|
MI-setral-LI/C2-1000 MG |
-20….+150 |
Долговременная смазка для высоких ударных нагрузок |
|
сухие покрытия |
DIO-setral-57 N |
-200…+450 |
Быстросохнущая сухая смазка |
PTFE – Политетрафторэтилен (он же фторопласт или тефлон) мелкодисперсный порошок белого цвета. Тефлон создает на контактирующих поверхностях защитное покрытие, приводящее к резкому уменьшению коэффициента трения, износа и устраняет дефекты поверхности узла. Он обладает уникальным набором физико-химических свойств и является превосходным модификатором. Чрезвычайно стоек к воздействию агрессивных сред, превосходный изолятор. Стабильно сохраняет свои механические свойства от –269°C до +260°C. Его структура — частично кристаллическая, слоистая (рис. 5), с очень низкой адгезией, поэтому к нему ничего не прилипает, и он не смачивается водой и жирами (Самый яркий пример - антипригарное покрытие сковородок на всех кухнях мира). Все это делает фторопласт одной из лучших твердых присадок и превосходным модификатором трения в качестве твердой смазывающей добавки за счет присутствия фтора. Его коэффициент трения по стали = 0,04.
Рисунок 5. молекулярная решетка тефлона
Таблица 4. Смазочные материалы Setral c применением PTFE (краткий перечень):
тип |
наименование |
температура применения, ℃ |
описание |
Пасты |
MI-setral-5 B |
-25…+150 |
Высокоэффективная паста с PTFE |
Смазки |
SYN-setral-INT/110 OX |
-20…+250 |
Для долговременной защиты и смазки кислородного оборудования |
|
SI-setral-L 50 |
-50…+200 |
Высокотемпературная силиконовая смазка |
|
SYN-setral-SINT/125 CST-2 FD |
-55…+200 |
Инновационная смазка для подшипников качения и скольжения с пищевым допуском |
|
SYN-setral-INT/250 FD |
-40…+250 |
Высокотемпературная смазка для пожизненной смазывания подшипников с пищевым допуском |
Сухие покрытия |
DIO-setral-109 |
-200…+250 |
Быстросохнущее сухое покрытие |
Коэффициент трения по стали составляет 0,15.
тип |
наименование |
температура применения, ℃ |
описание |
Паста |
MI-setral-9 С |
-30…+ 1180 |
Универсальная монтажная паста |
|
MI-setral-9 СU/TA |
-20…+ 1000 |
Медная паста для резьбовых и штекерных соединений |
Проведем исследование основных трибологических характеристик обычной литиевой смазки. В качестве наполнителей мы применим ультрадисперсные порошки дисульфида молибдена, графита, меди и PTFE. Наполнители вводились в обычную литиевую смазку, без предварительной обработки. Определение трибологических характеристик смазок проводилось на четырехшариковой машине трения ЧМТ КТ-2 при температуре 20...25°C. Равномерность распределения частиц наполнителя и процесс диспергирования в смазке исследовали под микроскопом Bioline 70. Элементный состав смазочных материалов в ходе исследований определялся на абсорбционном спектрометре MGA-915 M.
4. Результаты исследования
Рассмотрим эффективность введения и повышения противоизносных свойств смазки под действием добавок ультрадисперсных металлических порошков и графитовых компонентов в лабораторных условиях. В результате проведенных исследований было установлено, что добавление структурированных ультрадисперсных металлических порошков в обычную литиевую смазку позволяет повысить противоизносные свойства на 25 - 30%.1 – литиевая смазка без присадок;
2 – смазка литиевая с добавлением 3% графита и дисульфида молибдена;
3 – смазка литиевая с добавлением 3% медной пудры и дисульфида молибдена .
В результате анализа зависимости роста содержания железа в смазочных материалах было установлено, что за период испытаний в 120 минут в литиевой смазке этот показатель составил более 0,04 г/кг (линия 1). В смазке с добавлением 3% графита, в период эксплуатации подшипника под нагрузкой в течение 100-120 минут значение содержания железа не превышало 0,025 г/кг (линия 2); в смазке с добавлением 3% раствора металлических порошков - 0,018-0,02 г/кг (линия 3).
5. Выводы
1. В результате исследований было установлено, что введение твердых мелкодисперсных смазывающих присадок существенно улучшает противоизносные свойства пластичных смазок.
2. Добавление твердых присадок в пластичную смазку обеспечивает усиление разделительной защитной пленки на поверхности трения.
3. Эксплуатационные свойства (механическая стабильность) пластичных смазок могут быть существенно улучшены, что обеспечивает снижение износа деталей и продление срока их службы.
Используемые материалы:
[1], [2] В.Н. Школьников, (1999) “Топлива, смазочные материалы, технические жидкости”, Москва: Техинформ, Глава 7.