Финишная операция металлообработки: Хонингование

06.04.2023
Рассмотрим операцию хонингования внутренней поверхности цилиндров двигателя.
Хонингование — это финишная абразивная обработка шлифованием внутренних цилиндрических или конических поверхностей.
Рассмотрим операцию хонингования внутренней поверхности цилиндров двигателя.
Хонингование — это финишная абразивная обработка шлифованием внутренних цилиндрических или конических поверхностей. Для хонингования используют специальные головки -  хоны, на которых закреплены подвижные абразивные бруски. Хонингование – легкий способ довести металлическую поверхность до идеала.
Хонингование цилиндров двигателя это процесс, с которым не приходится сталкиваться обычному автолюбителю, и он, скорее, знаком профессионалам сервисных центров и мастерам по капитальному ремонту ДВС. При этом сам процесс хонингования двигателя более чем важен, и продвинутый автолюбитель, интересующийся моторами, должен иметь общее представление о том, что собой представляет данная процедура, как она выполняется и зачем она нужна.

46543.png

Рисунок 1 Шероховатость поверхности внутренней стенки цилиндров после расточки


Хонингование цилиндров – это завершающая стадия обработки цилиндров. Она выполняется с использованием специальных инструментов, и провести хонингование двигателя самостоятельно не получится без сервисного оборудования.
Результатом хонингования является уменьшение шероховатости стенок цилиндров, что позволяет повысить качество приработки поршней и поршневых колец.
Главная задача подобной процедуры – увеличить срок службы двигателя, благодаря уменьшению износа деталей в период их приработки. Хонингование позволяет убрать задиры, царапины  и минимизировать коэффициент шероховатости поверхности цилиндра  и сделать ее идеальной для работы цилиндропоршневой группы.

65765745.png

Рисунок 2 Керамические шарообразные хоны

Хонингование цилиндров позволяет:

·                    сократить прорыв газов в картер;

·                    снизить зазоры;

·                    оптимизировать потребление моторного масла двигателем, благодаря образованию на стенках цилиндров микроскопической сетки.

Ее сложно обнаружить на глаз, но если провести пальцем, то можно ощутить наличие рисунка. Данная сетка необходима, чтобы на ней оседало масло, что позволяет повысить качество смазки трущихся деталей в процессе работы двигателя.

65765867.png
Рисунок 3  Подача СОЖ на хоны

Типы хонингования.
Хонингования делится на следующие виды:
- сухое, когда не используется смазочно-охлаждающая жидкость;
-  вибрационное, в этом случае головка инструмента подвергается дополнительной вибрации;
-  электрохимическое, при котором заготовка подвергается воздействию и механических сил, и электрохимическому влиянию одновременно;
- плосковершинное хонингование, применяемое для устранения впадин и бугров на поверхности изделия. Хоны вращаются и одновременно двигаются поступательно, идеально обрабатывая поверхность.

Главным инструментом в процессе хонингования цилиндров двигателя являются хонинговальные головки (хоны). Хонинговальные головки производятся с  керамическим напылением или с напылением из алмазной крошки. Хоны приводятся в работу за счет использования специального механического стенда с возможностью регулировки скорости вращения хона.

Также в процессе выполнения хонингования цилиндров двигателя задействуется устаревший материал – керосин, однако данный тип жидкости крайне огнеопасен в отличие от специальной СОЖ, состоящей из синтетического масла и пакета присадок. Компания Petrofer производит линейку СОЖ специально для операций хонингования.

Гораздо реже применяется при хонинговании средство на основе воды с ингибиторами коррозии, которые не позволяют развиться коррозии в цилиндрах. В начале процесса оператор надевает на станок черновые хонинговальные головки, которые имеют крупный абразив. Они необходимы, чтобы после расточки двигателя (при капитальном ремонте) удалить неровности, которые могли остаться по окончании операции проточки.
На втором этапе используются хонинговальные головки с мелкозернистым абразивом.

86787687658.png
Рисунок 4   Внешний вид хона

После того как хонингование выполнено, необходимо отдать цилиндры на промывку очистителем или другим средством, препятствующим коррозии. Некоторые мастера рекомендуют завершать процесс хонингования чисткой с использованием абразивной пасты. Они утверждают, что за счет этого удается сгладить последние неровности, удалить заусенцы, углы и впадины, которые могли образоваться в процессе хонингования.

Перечень смазочно-охлаждающих жидкостей Petrofer для хонингования:

7686787.png

Описание продуктов Petrofer.

SUPERFIN 200 F-GA представляет масло для обработки металлов с исключительно слабым запахом, не содержащее ароматических соединений. В качестве основы используется масло, полученное путем гидрокрекинга. Продукт универсален по своему использованию при тонкой и тончайшей обработке металлов при геометрически неопределённом резании, как, например, при внутреннем и внешнем хонинговании, при финишной и суперфинишной обработке, при особых требованиях к качеству обработанной поверхности, в случае особых требований к точности размеров и формы при одновременном достижении хорошего качества обработанной поверхности.

SUPERFIN HM - это не смешиваемое с водой масло, специально предназначенное для операций хонингования и шлифования.  Масло подходит для обработки стали, серого чугуна, нержавеющей стали, алюминия, меди, латуни, других цветных металлов и твердых сплавов.

ISOCOOL 1000 BF - это новейшая технологичная водорастворимая синтетическая смазочно-охлаждающая жидкость для шлифования. Обладает превосходными характеристиками и обеспечивает отличную бактериальную устойчивость. Разработан для легких операций обработки стали и чугуна. ISOCOOL 1000 BF рекомендуется для шлифования  в  подшипниковой промышленности.